Виртуальная выставка "Всем, что в мире, играет судьба..."
Смотри, колдунья! Я маску сниму!
И ты узнаешь, что я безлик!
Ты смела мне черты, завела во тьму,
Где кивал, кивал мне - черный двойник!
А. Блок «Балаганчик»
Александр Блок - поэт, взращенный Серебряным веком, и пострадавший от Октябрьской революции. Его не стало в 40, хотя он мог бы прожить долгую жизнь, если бы власти не запретили ему отъезд на лечение. У поэта не осталось наследников, зато имеется огромное творческое наследие – почти четыре сотни стихотворений и поэм, и самое главное – его мысли.
К драматургии Блок пришел уже как зрелый поэт-лирик и обращение его к драматургии не было случайным. Поэт, всю жизнь любивший театр, всегда придавал ему огромное значение: "Более чем какой бы то ни было род искусства, театр изобличает кощунственную бесплотность формулы "искусство для искусства". Ибо театр – это сама плоть искусства, та высокая область, в которой "слово становится плотью".
Первые свои три пьесы Блок написал в 1906 году. Объединив их потом в отдельной книге под названием "Лирические драмы" (1908 год).
Первая из пьес, "Балаганчик", возникла в ответ на предложение писателя-символиста Георгия Чулкова, друга Блока, "разработать в драматическую сцену" мотивы написанного незадолго перед тем стихотворения "Балаганчик".
Нашли в пьесе отражение мотивы и образы некоторых других стихотворений, где проходит тема театра и театральной маски (например, "Балаган", "Двойник", "В час, когда пьянеют нарциссы..."). Но пьеса выросла в самостоятельное целое и далеко вышла за пределы того, что было запечатлено в лирике.
Во второй драме Блока, "Король на площади", "дух современности" выступает более непосредственно. Новое сравнительно с "Балаганчиком" - это появление фигуры Поэта, одного из трех главных действующих лиц (наряду с Зодчим и Дочерью Зодчего) и связанная с ним тема художника в его отношениях с народом и с революцией.
Основная тема третьей лирической драмы, "Незнакомка", - роковая неизбежность и вместе с тем бесцельность и безнадежность поисков в жизни недостижимо прекрасного, которое принимает то облик неземной красавицы-незнакомки, то форму звезды в мировых пространствах.
Свои пьесы Блок называл "лирическими сценами", подчеркивая их отрывочность, фрагментарность, сближавшую его драматургию с лирикой. Театр Блока глубоко оригинален. Его своеобразие - в неповторимом сочетании лиричности и драматизма, которое и создает особую театральную действенность.