632201, Новосибирская область, р.п. Чаны, ул. Советская 118/1
Контакты+7 (38367) 21-961; +7 (38367) 21-061
  1. Главная страница
  2. Медиа
  3. Новости
  4. Виртуальная презентация "Темнота происходит преимущественно от недостатка света..."

Виртуальная презентация "Темнота происходит преимущественно от недостатка света..."

Январь 25, 2021 Количество просмотров: 363

"Ежели существует темная сила, которая враждебно и предательски забрасывает в нашу душу петлю, чтобы потом захватить нас и увлечь на опасную, губительную стезю, куда мы бы иначе никогда не вступили, ― ежели существует такая сила, то она должна принять наш собственный образ, стать нашим "я", ибо только в этом случае уверуем мы в нее и дадим ей место в нашей душе, необходимое ей для ее таинственной работы"
                                                                                            Э.Т.А. Гофман "Песочный человек"

  Один из самых ярких представителей позднего немецкого романтизма – Эрнст Теодор Амадей Гофман был уникальной личностью. Всю жизнь, работая юристом, он совмещал в себе талант композитора, дирижера, режиссера, живописца, писателя и критика.

  Герцен о творчестве Гофмана писал следующее: "Одни повести дышат чем-то мрачным, глубоким, таинственным; другие – шалости необузданной фантазии, писанные в чаду вакханалий… Идиосинкрасия, судорожно обвивающая всю жизнь человека около какой-нибудь мысли, сумасшествие, ниспровергающее полюсы умственной жизни; магнетизм, чародейная сила, мощно подчиняющая одного человека воле другого, – открывает огромное поприще пламенной фантазии Гофмана"  

  Основной принцип творчества Гофмана – сочетание реального и фантастического, обычного с необычным, показ обыденного через необычное. Писатель ставит фантастичность в парадоксальные взаимоотношения с самыми будничными явлениями. Действительность, каждодневная жизнь становятся у него интересными при помощи романтических средств.

  Высокое противостояние романтической духовности окружающему бытию происходит у писателя на фоне и на почве реального немецкого быта, который в искусстве этого романтика превращается в фантастически злую силу. Духовность и вещественность вступают здесь в противоречие. С огромной силой показывает Гофман мертвящую власть вещей.

  Острота ощущения противоречия между идеалом и действительностью реализовалась в знаменитом гофмановском "двоемирии". Тусклая и пошлая проза обыденной жизни противопоставлялась сфере высоких чувств, способности слышать музыку вселенной.

  В творчестве Гофмана представлены два типа фантастики. С одной стороны, радостная, поэтическая, сказочная фантастика, восходящая к фольклору ("Золотой горшок", "Щелкунчик"). С другой стороны, мрачная, готическая фантастика кошмаров и ужасов, связанная с душевными отклонениями человека ("Песочный человек", "Эликсиры сатаны").

  Художественный язык гофмановского времени – романтизм. Разрыв между мечтой и действительностью составляет основу романтического миросозерцания. Но если предшественники, возводя свои воздушные замки, уносились прочь от земного в идеализированное Средневековье или в романтизированную Элладу, то Гофман отважно погружался в современную реальность Германии. При этом он как никто до него смог выразить тревожность, зыбкость, изломанность эпохи и самого человека.

  По мысли Гофмана, не только общество поделено на части, каждый человек, его сознание раздвоено, разорвано. Личность утрачивает свою определённость, цельность, отсюда мотив двойничества и безумия, столь характерный для писателя. Мир неустойчив, и человеческая личность распадается. Борьба между отчаянием и надеждой, между мраком и светом ведётся почти во всех его произведениях. Не дать тёмным силам места в своей душе – вот что волнует автора.

  Именно Гофман пронзительней всего воплотил "двоемирие" в искусстве слова; оно его опознавательный знак. Но он не фанатик и не догматик двоемирия; он его аналитик…

  …С тех пор в мир пришло немало замечательных мастеров, чем-то похожих и совсем непохожих на Гофмана. И сам мир изменился неузнаваемо. Но писатель продолжает жить в мировом искусстве.

  Многое открылось впервые пристальному и доброму взгляду этого художника, и потому его имя часто звучит как символ человечности и одухотворенности. Для великих романтиков, среди которых Гофман занимает одно из самых почетных мест, остались загадкой больно ранившие их противоречия жизни. Но они первые заговорили об этих противоречиях, о том, что борьба с ними - борьба за идеал - самый счастливый удел человека…