Виртуальная презентация "Сумеречный гений"
"Нет одиночества страшнее, чем одиночество в толпе..."
Э. А. По "Ангел Необъяснимого"
Эдгар Аллан По… Этим именем начинается "Литературная история Соединённых Штатов Америки". Изобретатель жанра детективной новеллы и научного подхода к литературе, создатель критической теории и первых урбанистических рассказов.
Через переводы Бодлера, его идеи серьёзно повлияли на французских символистов, и через них, хоть и в довольно странном виде, вошли в эстетику современного модернизма. По выражению гениального Х. Борхеса, "По стал прародителем бесчисленных теней".
Человек глубоко несчастной судьбы, самый мистический и парадоксальный писатель своего времени, он так говорил о себе: "Если во многих моих сочинениях предметом является ужас, то это ужас из собственной души".
Увлечение публики всякого рода суевериями и предрассудками, "таинственным" и "загадочным", всем, что связанно с потусторонним миром, душевными болезнями, что служило, да и сейчас служит предметом разных газетных сенсаций, сыграло свою роль в появлении рассказов-кошмаров.
Эдгар По мастерски использовал этот интерес толпы в своих литературных целях, переиначивая и обыгрывая расхожие представления массового сознания. Он изучал ощущения, возникающие в пограничье между сном и явью. Рисовал условные модели поступков людей, движимых жаждой мщения за нанесённые оскорбления или несправедливость.
Писатель исследовал чувство ужаса и способность сохранить рассудок перед лицом неминуемой гибели и тем самым раздвигал границы интуитивного постижения действительности. Сила его гения убедительно показывает, как эмоциональное восприятие мира происходит с помощью подсознания, зачастую минуя разум.