Виртуальная презентация "Неразгаданный Сфинкс Серебряного века"
"Верь в человека.
Толпы не уважай и не бойся.
В каждом разбойнике чти распятого в безднах Бога".
М. Волошин
Он стал легендой еще при жизни. Он пришел в поэзию как живописец, а в живопись – как поэт. Его следы впечатаны не только в почву Крыма, но и в почву русской культуры – поэзию, искусство, живопись и философию. Поэт, соединивший слово и краски, краевед, искусствовед, переводчик Максимилиан Волошин, а для друзей – просто чудак Макс.
От других поэтов Серебряного века Волошин отличается, пожалуй, наибольшей художественной амплитудой. В его творчестве сошлись, казалось бы, несоединимые стили и жанры: строгие по форме сонеты и громоздкие произведения, близкие к ритмической прозе; трепетные любовные стихи и архисложные философские поэмы; символистско-эзотерические откровения и страстная гражданская лирика.
Поэт не примыкал к литературным группам и течениям, проходил по жизни "близкий всем, всему чужой". Он вошел в историю литературы как "гений места", художник, воссоздавший в своих стихах и акварелях суровый облик Киммерии, восточного Крыма.
Но его поэзия гораздо шире любого ее восприятия - именно здесь коренятся связанные с этим закономерности и парадоксы. Его стихи о России запрещались как при большевиках, так и при белогвардейцах. В 1919 году белые и красные, захватывая по очереди Одессу, начинали свои воззвания одними и теми же словами из его "Брестского мира".
Все это убеждало поэта в том, что "в моменты высшего разлада" ему "удавалось, говоря о самом спорном и современном, находить такие слова и такую перспективу, что ее принимали и те и другие".
Но ни та, ни другая сторона не могли принять главную установку Волошина: "Человек... важнее его убеждений. Поэтому единственная форма активной деятельности, которую я себе позволял, - это мешать людям убивать друг друга".